Материал опубликован на сайте CNews.

Крупные торговые и производственные компании используют избыточное количество информационных систем, число которых может достигать десятков. О том, можно ли решить широкий спектр разноплановых задач с помощью единого решения и как снизить расходы на ИТ в 2-3 раза, в интервью CNews рассказали генеральный директор Максим Наумкин и технический директор компании Compo Владимир Гантурин.

CNews: В прошлом году ваша компания начала разработку новой версии Compo B2B Platform. Что вас к этому подтолкнуло?

Максим Наумкин: Ядро наших заказчиков составляют крупные и средние компании, которые используют несколько информационных систем. Как минимум, ERP, CRM, PIM, B2B-платформу для оптовых клиентов, интернет-магазин для розничных покупателей. У некоторых же крупных предприятий количество эксплуатируемых информационных систем доходит до нескольких десятков. Поддержка и развитие всех этих систем требует штата ИТ-специалистов, а расходы на нее могут составлять до 4-6% от годового оборота. Переход на новые версии уже установленного ПО может занимать несколько лет. Глядя на все это, мы решили разработать продукт, который станет ядром цифровой трансформации торговых компаний. Внутри этого продукта все компоненты бесшовно интегрированы между собой, а также в случае необходимости легко интегрируются с внешними и внутренними ИС.

Компания Compo основана в 2011 г. и специализируется на разработке программных решений для автоматизации электронной торговли. Создав собственную B2B-платформу, в 2014 г. компания сконцентрировалась на проектах в корпоративном сегменте. В 2020 г. специалисты Compo приступили к разработке новой версии платформы на основе экосистемы Java и других современных технологий. На счету компании более 150 внедрений B2B-платформ, PIM-систем, решений для автоматизации работы с поставщиками, запуск нескольких B2B/B2C-маркетплейсов. Клиентами Compo являются более 200 производственных и торговых организаций.

Владимир Гантурин: Наша платформа состоит из нескольких модулей, каждый из которых предназначен для решения конкретных бизнес-задач. Концепция появилась в ответ на запрос клиентов, которые хотели получить единое решение, а не интегрировать между собой множество информационных систем различных вендоров. Сегодня бизнес не заинтересован в том, чтобы размывать ИТ-ландшафт, затрачивая силы и время на поддержку большого количества решений, оплачивая несколько десятков лицензий. Именно поэтому мы вышли с предложением, которое помимо B2B-платформы включает в себя PIM-систему, CRM, BMP и WMS-функционал, а также возможность работы с поставщиками через API, что позволяет бесшовно интегрироваться с любыми внешними информационными системами.

CNews: Как вы сами отметили, многие компании уже используют PIM, CRM и BMP-системы, что должно подвигнуть их перейти на платформу Compo?

Максим Наумкин: Дело в том, что большинство представленных на рынке CRM или PIM-решений не предназначены для какой-то конкретной отрасли и имеют избыточный функционал, что сказывается на их стоимости. В свой продукт мы закладываем базовый функционал каждой составляющей, примерно 20%, которые закрывают 80% потребностей пользователей. Также, не стремясь объять необъятное, мы ориентируемся в первую очередь на отрасль торговли. При этом наша платформа легко масштабируется и кастомизируется под запросы конкретного заказчика.

Наумкин Максим

Владимир Гантурин: Действительно, приобретая, например, коробочное CRM-решение, пользователь переплачивает за функционал, который может ему никогда не понадобится. Наш подход иной: базовый набор функций мы предлагаем вместе с возможностью точечной кастомизации. Мы понимаем, насколько сегодня для компаний важна кастомизация, и поэтому закладываем ее возможность в архитектуру нашего решения.

CNews: Таким образом платформа Compo B2B Platform предназначена исключительно для крупных и средних предприятий торговой отрасли. Или у нее более широкий круг пользователей?

Максим Наумкин: С точки зрения размеров бизнеса наши заказчики — это компании со значительными оборотами (от миллиарда рублей в год), которые могут позволить себе содержать полноценный ИТ-департамент, объективно оценивающие свои бизнес-задачи, и понимающие, какие ИТ-инструменты необходимы для их решения.

Мы не гонимся за массовыми внедрениями. Ориентируясь на определенный сегмент, мы разработали enterprise-продукт на базе передовых и достаточно дорогих технологий. В зависимости от комплектации стоимость нашей платформы может составлять от нескольких миллионов до десятков миллионов рублей.

Владимир Гантурин: Если смотреть по отраслям, то наша платформа подходит также производственным предприятиям, причем независимо от их специализации. Возможны внедрения и в компаниях из других сегментов, в этом случае просто потребуется более глубокая кастомизация. И мы готовы дорабатывать функционал под специфические задачи представителей любых отраслей.

В фокусе нашего внимания также компании уровня 4PL (Fourth Party Logistics) — сложные торгово-производственные организации, управляющие логистическими процессами на уровне цепей поставок. Для них подходит наше комплексное решение.

CNews: Можете назвать компании, которые уже используют новую платформу Compo?

Максим Наумкин: Мы находимся на стадии пилотных внедрений новой версии платформы в нескольких крупных электротехнических компаний. Исторически сложилось так, что среди наших клиентов много представителей электротехнического ритейла. У нас сформировалось глубокое понимание потребностей этой категории заказчиков, именно поэтому пилотные испытания новой версии решено проводить с ними. Интересен тот факт, что из-за большой номенклатуры электротехнических товаров, PIM зародился именно в этом сегменте.

CNews: На какой эффект могут рассчитывать пользователи новой версии платформы?

Владимир Гантурин: У крупных торговых компаний, на которые рассчитано наше решение и в частности модуль PIM, большой объем номенклатуры — сотни тысяч SKU (Stock Keeping Unit, карточка товара или единица складского учета). Большинство представленных на рынке программных продуктов достаточно плохо справляется с такими значительными объемами данных. Наша PIM-система отличается высокой производительностью при работе с большими данными. Другим преимуществом является масштабируемость, что особенно важно для растущего бизнеса. Заказчики могут быть уверены, что если количество единиц товара у них вырастет с десятков до сотен тысяч, им не придется менять платформу. Помимо этого наше решение позволяет значительно сокращать расходы на обработку заказов. Также стоит отметить возможность снижать вероятность ошибок при ведении и управлении товарным контентом.

Гантурин Владимир

Максим Наумкин: Добавлю, что новая версия ПО создавалась на базе нашей проверенной временем и заказчиками B2B-платформы, с использованием стека современных технологий. Разработке PIM-системы и личного кабинета для поставщиков во многом способствовало наше сотрудничество с розничным онлайн-супермаркетом «Дочки-Сыночки», который в свое время выбрал нас как партнера для решения насущных бизнес-задач. Внедрение PIM позволило заказчику значительно улучшить работу с товарным контентом. Поставщики получили возможность самостоятельно загружать карточки товаров и отслеживать статистику продаж, а ритейлер оптимизировал отдел работы с контентом, автоматизировав такие рутинные процессы, как занесение или проверка данных, и перенаправил потенциал сотрудников на решение более интеллектуальных задач.

Модули CRM и WMS также появились в ответ на запросы наших заказчиков, которых по тем или иным причинам не устроили коробочные решения.

Недавно один из наших партнеров, крупная российская ИТ-компания, провела аудит нашего решения Compo B2B Platform и подтвердила качество всех ее компонентов, а также высоко оценила технологическое и архитектурное исполнение. Это является еще одним подтверждением того, что мы идем по правильному пути.

CNews: Кого вы видите своими прямыми и косвенными конкурентами?

Максим Наумкин: Прямым конкурентом мы считаем только компанию SAP и ее платформу для электронной коммерции Commerce Cloud. Ядром данного решения является модуль PIM, предусмотрена возможность развертывания интернет-магазинов и B2B-платформы, также есть CRM, WMS-компоненты. И в этом мы схожи. Но стоимость внедрения и лицензий нашей платформы в разы дешевле, при этом мы используем более современный стек технологий. Также отмечу, что мы являемся российским разработчиком, у нас есть патенты на наши программные продукты и в ближайшее время будем включены в реестр отечественного ПО, что дает нам дополнительное конкурентное преимущество.

Других разработчиков, предлагающих именно комплексное решение, мы не встречали ни в России, ни за ее пределами. Американская компания Oro объединила B2B-платформу электронной коммерции с CRM, но данное решение закрывает всего два типа бизнес-задач. В основном же другие компании предлагают все те решения, которые мы соединили в одной платформе, по отдельности.

CNews: Насколько легко интегрировать вашу платформу в существующий ИТ-ландшафт предприятия? Требуется ли привлечение внешних специалистов или с этой задачей может справиться внутренний ИТ-персонал?

Максим Наумкин: Текущую версию решения мы разрабатываем и интегрируем сами. Для интеграции новой версии мы планируем найти партнеров, сосредоточившись на разработке новых модулей и улучшении функциональности существующих. Внедрить платформу своими силами заказчикам не так просто, так как для этого требуется определенные опыт и знания. Даже для компаний с ИТ-департаментом абсолютно стандартная практика привлекать для внедрения тех или иных решений внешних специалистов и интеграторов.

Владимир Гантурин: В то же время у нашей платформы есть все необходимые средства, чтобы подключится к работающим на предприятии системам. При наличии сопроводительной документации и внутренних специалистов по веб-технологиям и REST API заказчики могут справиться и своими силами. Другой вопрос, стоит ли это делать. Обычно мы помогаем наладить взаимодействие между установленными на предприятии системами и нашей платформой. И, конечно же, без нас не обойтись в случаях, когда требуется кастомизация. После интеграции развитием и поддержкой заказчик может заниматься самостоятельно. Мы стараемся сделать наш продукт интуитивно понятным и простым в использовании.

CNews: Одной из особенностей платформы является лежащий в ее основе стек технологий. Почему было принято решение разработать новую версию на Java?

Владимир Гантурин: Выбор достаточно очевидный. С одной стороны, Java — зрелая технология (в 2020 г. Java исполнилось 25 лет, — прим. CNews), которая используется во всем мире крупнейшими компаниями для написания софта. При этом Java продолжает оставаться суперсовременной, так как постоянно развивается. Можно смело утверждать, что у технологии нет альтернатив с точки зрения производительности, кроссплатформенности и ряда других характеристик. Еще одним плюсом является развитая экосистема, включающая большой объем документации и библиотек, позволяющих решать те или иные задачи. Несмотря на появления новых прогрессивных технологий, таких как Kotlin, большинство новых проектов продолжает разрабатываться и запускаться на Java. Эти качества отвечали стоящим перед нами задачам.

Отдельно стоит подчеркнуть высокую надежность Java, которая проектировалась как язык, обеспечивающий высочайший уровень безопасности. Платформы на Java по умолчанию защищены гораздо лучше всех остальных. Это связано с тем, что урезаны или вообще отсутствуют некоторые способы управления памятью. Благодаря чему программные решения на этой основе более устойчивы к взломам и разного рода атакам.

Максим Наумкин: Правильность нашего выбора подтверждает и тот факт, что в ИТ-подразделениях крупных компаний — наших потенциальных клиентов, появляются целые отделы, которые работают исключительно с Java. Также в запросах, которые мы получаем, часто указано, что другие технологии просто не рассматриваются. Для банков и страховых организаций это абсолютный стандарт.

Возвращаясь к вопросу о совместимости нашей платформы с решениями других вендоров, хочу отметить, что она отлично работает с системой SAP ERP, которая работает на Java. Так как мы приняли решение не включать в состав нашей платформы ERP-составляющую, это важный момент.

CNews: А чем обусловлен выбор микросервисной архитектуры?

Владимир Гантурин: Как отмечалось ранее, для нас важна масштабируемость. Современный бизнес растет стремительно: сегодня у вас тысяча клиентов или единиц товаров, а завтра — десятки тысяч. Платформа должна выдерживать растущие нагрузки. Справится с этими вызовами позволяет только микросервисная архитектура. Кроме того, распределенная система дешевле и проще в организации.

Во-вторых, мы понимаем, что у многих компаний есть сложившийся ИТ-ландшафт, и им может не хватать какой-то одной системы, например PIM. В этом случае, микросервисная архитектура позволяет нам встроить необходимый компонент, не вынуждая заказчика покупать всю платформу целиком. То есть, мы можем выделять функционал и предлагать его как отдельный сервис.

Руководствуясь этими соображениями, мы предусмотрели и возможность облачного развертывания. Управлять микросервисами в облаке значительно удобнее. Кроме того, облака позволяют снизить издержки на техническую поддержку серверов.

CNews: Российский рынок интернет-торговли продолжает расти и ключевую роль на нем играют маркетплейсы. Какие возможности дает использование платформы Compo при создании маркетплейсов?

Владимир Гантурин: Важно понимать, что маркетплейс — это не просто сайт в интернете, это целая экосистема и комплекс бизнес-процессов. Современный маркетплейс должен включать в себя как минимум витрину, личный кабинет поставщиков и PIM-систему, в которой работают контент-менеджеры. Чтобы все это функционировало, необходимо обеспечить возможность консолидации данных от разных поставщиков, трансляцию прошедших модерацию данных на витрину и многое другое. При этом, нельзя забывать о безопасном и правильном хранении данных, их структурировании. Наша платформа уже предоставляет большинство этих функций или начнет поддерживать их в ближайшем будущем. Кроме того, у нас есть опыт развертывания маркетплейсов на предыдущей версии платформы. Например, наше решение лежит в основе маркетплейса «Дочки-Сыночки». Помимо прочего, заказчик получил возможность управлять различными процессами из одного окна, что значительно повысило эффективность работы.

CNews: Каковы планы продвижения новой платформы? Как вы оцениваете ее потенциал на внутреннем и зарубежном рынках?

Максим Наумкин: На внутреннем рынке мы себя зарекомендовали, благодаря этому мы уже реализуем пилотные проекты, а также получаем запросы на новую версию ПО. Фокусируясь на enterprise-сегменте, мы видим около тысячи потенциальных клиентов в России, что обеспечит нас внедрениями на ближайшие несколько лет.

Что касается зарубежных рынков, то там потенциал гораздо больше. В том числе, благодаря тому, что стоимость таких платформ, как наша, за рубежом значительно выше. Мы демонстрировали наш продукт партнерам из Европы и США и получили положительные отзывы, а также убедились в том, что спрос есть.

Для продвижения платформы на международном рынке планируем искать партнеров, это проще, чем создавать представительства и открывать офисы. Выход на западный рынок запланировали начать в 2022-м году.

Владимир Гантурин: Если в США внедрение ИТ идет опережающими темпами, то Европа находится с Россией примерно на одном уровне, а в чем-то даже отстает. В частности там ощущается дефицит современного гибкого софта. На этом рынке мы видим для себя хорошие возможности и уже думаем над созданием версии нашего ПО на английском языке.

В целом мы не ограничиваем себя какими-то рамками и готовы адаптировать нашу платформу для заказчика из любой точки мира. Тем более что такая возможность заложена в архитектуре нашей платформы.

У нас уже есть планы по развитию платформы на ближайшие 2-3 года: в этом году мы планируем доделать базовый функционал всех ключевых модулей. В 2022-м планируем интеграцию с логистическими и финансовыми сервисами. Параллельно хотим встроить в платформу BPM функционал, который свяжет процессами все остальные подсистемы. Кроме того, смотрим в сторону промышленного ИИ. В конечном итоге, мы хотим сделать такую платформу, которая закроет 80% задач по ИТ крупной торговой или производственной компании и все эти задачи, компания будет развивать в рамках единой платформы, а не в рамках зоопарка ПО, которое, в отличие от нашей системы нужно между собой интегрировать.

Материал опубликован на сайте CNews.

Подпишитесь и получайте аналитические материалы
​​​​​​​для B2B-бизнеса
Some Image
Нажимая на кнопку, вы даёте согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности


Публикации